![]() |
|
ГЛАВНАЯ : : НОВОСТИ : : О ШКОЛЕ : : ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ : : НАШИ ГЕРОИ : : БУДНИ И ПРАЗДНИКИ : : ФОТОГАЛЛЕРЕЯ | |
|
|
Делимся опытом. Никогда не забывайте о наглядности. Учитель математики Н.В.Жигулина.
В последние годы все чаще заявляют о себе недостатки в геометрической подготовке выпускников. В особенно плачевном состоянии оказалась подготовка по стереометрии. Я не имею в виду теоретические знания по стереометрии, меня волнуют те представления пространства, с которыми выпускники выходят из школы. Причины такого расклада я вижу в недостатке наглядности. Ведь наглядность в геометрии – это, как известно, демонстрирование фигур, сравнение их положений относительно друг друга, моделирование, грамотное изображение фигур, чтение чертежей и пр. В школе хоть и есть демонстрационный материал, но столько разнообразен, как хотелось бы. Поэтому я разработала и успешно применяю на уроках подвижные модели многогранников. Они всегда под рукой и действуют безотказно. Основание многогранника рисуется на твердом картоне или на бумаге, которая наклеивается на твёрдую основу. Боковые ребра – это резинки (лучше рыболовные), которые закрепляются с нижней стороны картона. Взяв пальцами все резинки и натянув их до нужной высоты вертикально вверх, или отклонив в сторону, можно получить либо прямую пирамиду, либо наклонную. А если подставить карандаш перпендикулярно основанию, то можно увидеть и высоту. Увидев реальный объект, ученик уже осмысленно выбирает наиболее удачную проекцию его на плоскость.
На уроках алгебры тоже уделяю большое место наглядности. Любая решаемая задача должна быть увидена учеником. В 5 – 6 классах я широко использую магнитную доску, на которой составлю из картинок с помощью магнитиков разнообразные задачи. Эти задачи чаще всего использую при устном счете и здесь очень осторожно и не навязчиво знакомлю ребят с задачами, содержащими параметр. На фото параметр – это тигрёнок. Что примечательно: картинок вырезанных требуется немного, а вот задач с их использованием можно составить множество. В старших классах, наряду с графиками, схемами, рисунками, чертежами и пр., я часто применяю различные компьютерные программы: графический редактор “Adobe Illustrator”, программа “3D SecBuilder”, программа “Functor 2.9”. А программа “Advanced Grapher” облегчает мне объяснение нового материала по теме «Исследование функций» в 10 классе и позволяет ученикам быстрее усвоить трудные места этого материала.
Об организации индивидуальной деятельности учащихся.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять ими, развивать познавательную деятельность. В качестве одного из активных методов обучения я использую тесты.
Модульный урок.
В своей деятельности я придерживаюсь одной из очень важных, на мой взгляд, целей: создание комфортного темпа работы для каждого ученика. В этом случае каждый ученик имеет возможность определить свои силы в учении и приспособиться к тем уровням изучения материала, которые предлагает учитель. Здесь приходится тщательно планировать совместную деятельность ученика и учителя. Сначала все ребята определяются с целями, т.е. выясняется, кто хочет иметь уровень знаний не выше обязательного государственного стандарта, а кто готов к большему. Далее, излагаю содержание и объем своей помощи учащимся, составляю поурочное планирование, определяю время и место промежуточной и итоговой диагностик и учебной коррекции. Для каждого урока определяются цели учащихся и приёмы обратной связи; создаются опорные конспекты для учащихся и задания к уроку. Т.о., создается логическая структура уроков с промежуточной диагностикой, разноуровневые материалы для диагностики знаний учащихся, дидактический материал ко всем урокам. Все это, как показывает опыт, помогает осуществлять индивидуальный подход к учащимся, включить каждого ученика в осознанную учебную деятельность, мотивировать её, формировать навыки самообучения и осуществлять переход от пассивно воспринимающей позиции ученика к сотрудничеству с учителем.
|